Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Памятка «О перечне профессий и работ, к которым не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию»

Памятка «О перечне профессий и работ, к которым не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию»

13 Июня 2018 г.

Отдельные работники при заключении трудового договора и поступлении на работу, связанную с определенной деятельностью, должны представить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (абз. 7 ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации). 

Такая справка выдается в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. В настоящее время этот порядок предусмотрен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121. 

В частности, данную справку работодатель должен потребовать у лица, которое он намерен принять: 

 на работу, предполагающую осуществление педагогической деятельности.  
К педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности; имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Это следует из совокупности абз. 7 ч. 1 ст. 65, абз. 3, 4 ч. 2 ст. 331 Трудового кодекса РФ. Исключение составляют лица, указанные в ч. 3 ст. 331 Трудового кодекса РФ - имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям. Они могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения о допуске их к такой деятельности, которое принято комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Данные выводы следуют из абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ч. 3 ст. 331 Трудового кодекса РФ. Указанное решение принимается комиссией в соответствии с Правилами принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляющей деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также формы этого решения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.08.2015 № 796 , и оформляется на бланке по форме, утвержденной данным постановлением. Это следует из абз. 1, 2 п. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», п. 1, абз. 1 п. 26 названных Правил; 

 на работу, предполагающую осуществление трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних. К данной деятельности не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности; имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. 
Исключение составляют лица, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности. Это следует из совокупности абз. 7 ч. 1 ст. 65, ч. 1 ст. 351.1 Трудового кодекса РФ; 

 на службу или на работу в органы федеральной службы безопасности. Граждане Российской Федерации не могут быть приняты на службу или на работу в органы федеральной службы безопасности при наличии судимости в настоящее время или в прошлом, в том числе снятой или погашенной, если в отношении их прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием (п. «в» ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»); 

 на должность судебного пристава. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием. Это следует п. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»;  на службу в таможенные органы. Гражданин не может быть принят на службу в таможенные органы или не может проходить службу в таможенных органах в случаях признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда либо наличия у него неснятой или непогашенной судимости, а также в случае лишения его вступившим в законную силу решением суда права проходить службу в таможенных органах в течение определенного срока (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»); 

 на службу в органы и организации прокуратуры. Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры, если оно имело или имеет судимость (абз. 5 п. 2 ст. 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; 

 на службу в Следственный комитет. Гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет, если он был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении его осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием (пп.2 п.4 ст.16 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»); 

 на службу в органы внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел в случае осуждения его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно при наличии судимости, в том числе снятой или погашенной (пп. 2. п.1 ст.14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»); 

 на должность специалиста авиационного персонала. На должности специалистов авиационного персонала не принимаются лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления (абз. 2 п. 3 ст. 52 Воздушного кодекса Российской Федерации»); 

 на работу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. На работу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, не принимаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления (п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»; 

 на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности. Работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления (п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». 

 на государственную гражданскую служу, муниципальную службу. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости (пп. 2 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу (пп. 2 п. 1 ст. 13Федерального закона Федеральный закон от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»); 

 на военную службу. Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы, а также с гражданами, подвергнутыми административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока (абз. 5 п. 5 ст. 34 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; 

 на определённую должность в клиринговую организацию. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, члены совета директоров (наблюдательного совета) и члены коллегиального исполнительного органа клиринговой организации, руководитель ее филиала, главный бухгалтер, иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должностное лицо или руководитель отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками, руководитель службы внутреннего аудита, контролер (руководитель службы внутреннего контроля), руководитель структурного подразделения, созданного для осуществления клиринга, не должны иметь судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти (п. 3 ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»). 

Кроме того, в Государственной Думе в настоящее время находится законопроект, в котором планируется запретить лицам с судимостью заниматься перевозкой пассажиров. Проект касается тех, кто имеет неснятую или непогашенную судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления. Им могут запретить управлять транспортом, предназначенным для перевозки пассажиров: легковыми такси; автобусами; троллейбусами; трамваями. Если проект станет законом, нужно будет при приеме на работу требовать от водителей справку об отсутствии судимости. 
Если впоследствии выяснится, что у работника есть судимость, придется его уволить. По закону за отсутствие справок работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, предусматривающей предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. 
Кроме того, при повторное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей. 
В соответствии с частью третьей ст. 65 Трудового кодекса РФ запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы, помимо предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Из данной нормы следует, что работодателю запрещается произвольно устанавливать правила о перечне предоставляемых работником при трудоустройстве документов и истребовать документы, не предусмотренные указанными выше нормативными правовыми актами. 
Таким образом, в случаях, не предусмотренным законодательством, работодатель не имеет права требовать от гражданина предъявления справки о наличии (отсутствии) судимости. Но вот просить такую справку работодателю не запрещено. И если, к примеру, работодатель считает, что лицо, осужденное по статье, связанной с финансовыми махинациями, не должно работать в его компании на должности, связанной с организацией денежных потоков, то он вполне может попросить соискателя подтвердить отсутствие судимости. Но в таком случае информацию о наличии судимости нельзя использовать как основание для отказа в приеме на работу. Зато она может пригодиться при выборе из кандидатов, заявившихся на вакансию. И предпочтение будет отдано соискателю с чистой биографией. 

Для работодателя, который ищет человека на должность, где не имеет права работать осужденный или подвергавшийся уголовному преследованию в силу закона, наличие справки о судимости — это выполнение одного из пунктов процедуры заключения трудового договора. Отсутствие такой справки в личном деле работника может рассматриваться как нарушение трудового законодательства. Если же работодатель запросил справку о судимости по своей инициативе, тогда он просто хочет убедиться в чистоплотности принимаемого на работу кандидата. И справка для него – это источник информации.
В соответствии с частью шестой ст. 64 Трудового кодекса РФ неправомерный отказ в заключении трудового договора, в том числе и в случае непредставления работником документа, не предусмотренного законодательством, может быть обжалован в суд. Часть четвертая ст. 3 Трудового кодекса РФ указывает на право лиц, считающих, что они подверглись дискриминации в сфере труда, обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. Соответственно, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что работодатель необоснованно отказал кандидату на вакантную должность в приеме на работу, моральный вред, причиненный указанному лицу такими действиями работодателя, будет подлежать компенсации со стороны последнего в размере, определенном судом. В то же время у работодателя не возникает обязанности компенсировать такому кандидату заработок, не полученный за период с момента отказа в приеме на работу до вынесения судом решения, поскольку трудовых отношений между таким лицом и работодателем не возникло. Невозможно также понуждение работодателя к заключению трудового договора помимо его воли. Таким образом, взыскание с работодателя компенсации морального вреда является единственным допустимым способом восстановления нарушенных прав лица, которому было неправомерно отказано в заключении трудового договора, если такое лицо не относится к числу тех, кто указан в части четвертой ст. 64 Трудового кодекса РФ. 

За получением справки о наличии (отсутствии) судимости на территории РФ необходимо обращаться в ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД РФ»; информационные центры территориальных органов МВД России на региональном уровне. 
Это следует из п. 3, абз. 2 п. 15 Административного регламента. Намного проще ее получить в многофункциональном центре. Данная процедура ничем не отличается от других методов. Многофункциональные центры есть практически в каждом крупном городе, предоставляют большое количество разных документов. 

Необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность, справку о смене ФИО (в тех случаях, когда человек менял имя, например, женщина могла выйти замуж и взять фамилию супруга), заполнить заявление. За справкой об отсутствии судимости может обратиться сам работник или его уполномоченный представитель. Полномочия представителя подтверждаются нотариально заверенной доверенностью. Услуга является бесплатной, к ней могут прибегнуть граждане Российской Федерации, иностранцы и лица без гражданства, которым требуется справка о несудимости. Бумага выдается по экстратерриториальному принципу вне зависимости от того, где проживает человек, запрашивающий информацию. 
Срок выдачи справки об отсутствии судимости составляет 30 дней. Готовый документ можно забрать следующими способами: лично прийти в отделение МФЦ; обратиться в ИЦ МВД РФ; почтой. В заявлении указывается адрес проживания, куда присылается уведомление о том, что справка готова, а забирать ее нужно лично или по доверенности Прокуратура Амурской области