Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Распоряжение Правительства Амурской области "Об утверждении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Амурской области на период до 2020 года"

Скачать

ПРАВИТЕЛЬСТВО 

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ 


 РАСПОРЯЖЕНИЕ


27.07.2012                                                                                                           107-р

 г. Благовещенск



Об утверждении  Концепции долгосрочного

 развития театрального дела

 в Амурской области на период до 2020 года 



В соответствии с Концепцией долгосрочного развития  театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации  от 10 июня  2011 года № 1019-р: 

1. Одобрить прилагаемую Концепцию долгосрочного развития театрального дела в Амурской области на период до 2020 года. 

2. Рекомендовать органам местного самоуправления области: 

разработать комплекс мер, направленных на сохранение и развитие театрального дела; 

учитывать положения Концепции долгосрочного развития театрального дела в Амурской области на период до 2020 года при разработке и утверждении муниципальных целевых программ развития культуры. 

 

 

 

 

Губернатор Амурской области                                                                     О.Н.Кожемяко                                                     

       

 

  

 

 

Приложение  

к распоряжению Правительства Амурской области 

от __27.07.2012___№___107-р____ 

 

 

Концепция долгосрочного развития театрального дела 

в Амурской области на период до 2020 года 

  

1. Общие положения 

 

Концепция долгосрочного развития театрального дела в Амурской области на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана министерством культуры и архивного дела Амурской области. 

Настоящий документ базируется на положениях Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года. 

В Концепции представлен анализ современного состояния театрального дела в Амурской области, сформулированы цель, задачи и определены основные направления развития театрального дела в Амурской области, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции. 

 

2. Анализ состояния, место и роль театров в экономике области 

 

В предстоящем десятилетии жизненно необходим переход к инновационному типу развития всех социальных сфер. В этих условиях ведущая роль в формировании духовного капитала человечества отводится сфере культуры. Путь к инновациям лежит через повышение интеллектуального уровня людей, что возможно только в культурной среде, позволяющей осознать цели и ориентиры развития общества. 

Государственная политика в сфере культуры направлена на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом. По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития сферы культуры как в целом, так  и отдельных отраслей. 

Одним из показателей повышения качества жизни населения в Амурской области является обеспечение максимальной доступности культурных благ для всех. Театральное искусство в современном социуме  занимает существенное место в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни российских граждан и качества социальной среды. Поэтому возможность посещения театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городах, селах  и в регионе  в целом. 

Театр – одна из немногих сфер живого человеческого общения, обладающая особой силой воздействия на зрителя, побуждающая к сотворчеству: театральные зрители, наряду с актерами, режиссерами, художниками, музыкантами – участники создания сценического произведения. Важно и то, что театр является одним из  главнейших средств сохранения и развития языков народов России. 

Театральное искусство неразрывно связано с образованием. Сложившаяся в стране модель репертуарного театра обеспечивает не только возможность активного сотрудничества театров и учебных заведений в образовательном процессе, но и неформальное, фактически непрерывное образование в театральных коллективах  в процессе практической творческой деятельности. Репертуарный театр с постоянной труппой способен обеспечить преемственность актерского искусства. Актер, получивший основы мастерства в театральном учебном заведении, по-настоящему осваивает профессию только в театре, в работе с режиссерами, с мастерами сцены старшего поколения.  

Театральную деятельность в чрезвычайно узком экономическом смысле можно отнести к сфере услуг, и только применительно к одной из ее составляющих – показу спектакля.  

В прошедшие два десятилетия театральное дело в Амурской области  претерпевало существенные изменения на фоне начавшегося формирования гражданского общества в нашей стране. Предстоящий период требует особого внимания к этим процессам с тем, чтобы театральное дело не осталось в арьергарде общего развития и не стало тормозом для новых форм социально-экономических отношений в этой сфере. В таком контексте особое значение будет иметь консолидированная деятельность самого театрального сообщества, умение выработать принципы и нормы, необходимые для развития театрального дела на новом этапе. 

Амурская область входит в состав 43 субъектов Российской Федерации с численностью населения свыше 800 тыс. человек. 

Сеть государственных и муниципальных профессиональных театров в Амурской области насчитывает 3 единицы: 

ГАУК «Амурский областной театр драмы» (учредитель – Амурская область); 

ГАУКАО «Амурский областной театр кукол» (учредитель – Амурская область); 

МБУИ драматический театр (учредитель – муниципальное образование г.Тында). 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р одобрены социальные нормативы и нормы в части услуг профессиональных театров, устанавливающие минимальное количество государственных и муниципальных театров разных видов в субъектах Российской Федерации (кроме г.Москвы и г.Санкт-Петербурга), зрительских мест на каждые 5 тыс. человек в городских поселениях и городских округах, число жителей которых составляет более 100 тыс. человек. Социальными нормативами и нормами предусмотрено, что в каждом субъекте Российской Федерации с численностью населения свыше 800 тысяч человек должно быть как минимум пять профессиональных театров: театр драмы, юного зрителя, кукол, музыкально-драматический и еще один театр по одному из прочих видов (например, театр балета, пантомимы и др.). 

 

Количество профессиональных театров в Амурской области  

по состоянию на  01 января  2012 года 

 

Вид    
театра 

Кол-во,
всего 

Из общего количества театров 

 

Мини-   
мальный 
социаль-
ный нор-
матив 

Откло-не-
ние    

 

феде-
раль-
ных 

субъекта
федера-
ции 

муници-
пальных 

частных 

Театры драмы  

1         

  1 

Театры юного
зрителя       

1         

- 1 

Театры кукол  

1         

  - 

Музыкально- 
драматические
театры        

1         

- 1 

Прочие театры 

- 1 

ИТОГО 

 - 3 

 

Кроме минимального количества театров в целом в субъекте Российской Федерации, социальные нормативы и нормы предусматривают обеспеченность населения местами в зрительных залах театров в городах с населением более 100 тысяч человек. Минимальный норматив установлен в размере 5 зрительских мест на 1 тысячу человек населения по всем профессиональным театрам города. 

 

Обеспеченность населения местами в зрительных залах 

государственных (муниципальных) театров области 

 

Вид театра 

Название 
театра 

Количество  
мест в  
зрительных
залах  
театров 

Минималь-ный
социальный
норматив на  

1 тыс.   
жителей  

Расчетный показатель зрительских
мест в соответствии с нормативом 

Отклоне-ние от норматива

 

Театры  

драмы  

ГАУК «Амурский областной театр драмы» 

330 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1050 

 

 

 

 

 

 

- 457 

Театры  

кукол  

ГАУКАО «Амурский областной театр кукол» 

263 

Всего по государственным театрам 

593 

Театр драмы  

МБУИ драматический театр 

430 

 

 

 

 

 

 

175 

 

 

 

+255 

Всего по муниципальным театрам 

430 

 

Таким образом, г.Тында зрительскими местами обеспечен полностью. Количество зрительских мест в целом превышает норматив, однако в зале театра, кроме показа спектаклей, проводятся с интенсивной нагрузкой  мероприятия в сфере культуры, образования и другие. 

Сеть театров не отвечает нормативам, в т.ч. отсутствуют театр юного зрителя, музыкально-драматический театр, театры оперы и балета. 

Ориентация на платежеспособный спрос при низком уровне доходов населения обусловливает умеренный размер цен на билеты в театр. 

Средняя цена посещения театров в стране в 2010 году составляла 237 рублей, а театров юного зрителя - 126 рублей. При этом средняя цена посещения столичных театров существенно выше среднероссийской и в отдельных театрах превышает 1 тыс. рублей, что  определяется наличием в столице достаточного количества жителей и гостей города, готовых согласиться на высокие цены.  

В Амурской области театрами применяется гибкая ценовая политика с учетом платежеспособности населения. Так, средняя цена посещения спектаклей Амурского областного театра драмы в 2011 году составила: на вечерние спектакли – 150-300 руб., спектакли  для детей – 100-150 руб.  В Амурском областном театре кукол стоимость билетов на спектакли составляет от 100 до 300 рублей, в муниципальном драматическом театре – от 100 до 150 рублей. Во всех театрах области установлены квоты на бесплатное посещение спектаклей многодетными семьями, ветеранами, инвалидами, воспитанниками детских домов.  

Средняя степень наполняемости театральных залов составляет 70%. Это свидетельствует об эффективном использовании помещений, занимаемых театральными учреждениями, о высоком художественном уровне спектаклей, а также о значительной  востребованности театрального искусства в регионе.  

 

Посещаемость театров области 

 

Годы 

2008  

2009  

2010  

2011  

Численность населения (тыс.человек) 

118,1 

106 

115,4 

113,5 

 

Число посещений театров в Амурской области после резкого спада (конец 80-х годов - первая половина 90-х годов) стабилизировалось. Показатели деятельности театров области за последние 4 года свидетельствуют о развитии театрального дела в регионе. 

 

3. Проблемы и ограничения в развитии театров 

 

За последние пятнадцать лет театр пережил кардинальные изменения, коснувшиеся практически всех аспектов его деятельности – от организации творческого процесса до принципов управления и экономики.  

Как показывает мировая практика, наличие театра в городе - один из факторов для инвестиционных и промышленных компаний при принятии ими решения об открытии нового бизнес-проекта. В этом случае рабочая сила оценивается экспертами как потенциально более культурная, образованная и, соответственно, квалифицированная. Наличие театра является дополнительным аргументом и для привлечения высокопрофессиональных кадров, переезжающих из других мест. 

Однако в областных (муниципальных) театрах существует ряд проблем. 

Одной из проблем театров Амурской области является проблема доступности культурных услуг, оказываемых театрами региона. Значительная часть населения ограничена в возможностях доступа к театрам в силу территориальной удаленности проживания от областного центра.  

Острая нехватка спектаклей для подростков – не только культурная, но и важная социальная проблема российского театрального искусства. Оставляя в этом сложном переходном возрасте подростков фактически без театрального предложения, театр рискует остаться в будущем без театрального зрителя, а общество – лишиться духовно развитых людей. Необходимо увеличение театрального предложения для детей и подростков в рамках финансирования государственных (муниципальных) заданий, в иных формах, а также специального раздела федеральной программы, который должен предусматривать стимулирование и государственную поддержку 

 Также существует проблема низкой конкурентоспособности областных (муниципальных) театров. Из двух видов театральной деятельности – создание и показ спектаклей – определяющим для развития театра как вида искусства является создание новых постановок.  

Для признания новаций важную роль играют гастроли  амурских театров и участие театральных  коллективов в общероссийской и международной театральной деятельности. 

Потенциал областных (муниципальных) театров должен получить поддержку на реализацию новаций как на территории  области (театр как фактор формирования туристического спроса), так и в гастрольной деятельности (внутрироссийской и зарубежной). 

Причинами  недостатка  квалифицированных кадров в театральных учреждениях  являются относительно небольшая заработная плата и многолетнее нерешение социальных проблем работников театральной сферы. Это отрицательно сказывается на творческом состоянии театров региона (средняя заработная плата работников театральной сферы в 2010 году по региону составляла 17642 рублей, по области – 13550 рублей). 

Театр на рынке артистического труда оказывается неконкурентоспособен по сравнению с кино и телевидением. Развитие театрального дела в предстоящем десятилетии требует принятия мер, кардинально меняющих ситуацию.  

 

4. Цель и задачи Концепции 

 

Целью настоящей Концепции является разработка системных мероприятий, направленных на сохранение традиций репертуарного плана театра, поддержку и развитие театрального искусства в Амурской области, создание условий для развития творческого потенциала данной сферы и обеспечения роста его качества и доступности для населения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 

создание необходимых условий для развития театра как вида искусства, расширение разнообразия театрального предложения; 

расширение доступности театрального искусства для различных групп населения, увеличение зрительской аудитории театров, стремление к  единению на российском театральном пространстве; 

поддержка развития драматургии и профессиональной театральной критики. 

 

5. Основные направления развития театрального дела 

 

Концепция предусматривает дальнейшее планомерное и эффективное развитие театрального дела, создание оптимальных условий для развития  профессионального искусства, укрепления материально-технической базы театров, повышение эффективности их деятельности, что окажет позитивное воздействие на духовное, культурное состояние общества и решение важнейших задач социального развития региона. 

Основными направлениями развития театрального дела являются: 

поддержка гастрольной деятельности, гастрольных проектов, направленных на развитие инновационных форм современного театрального искусства; 

 включение в театральный оборот дополнительных сценических площадок по области; 

совершенствование репертуара, создание высокохудожественного театрального продукта; 

создание детского и молодежного репертуара; 

повышение уровня профессионального образования, квалификации кадров театральных учреждений; 

модернизация материально-технической базы театров. 

 

6. Механизмы и мероприятия по реализации Концепции 

 

Субъектами реализации настоящей Концепции являются: 

органы исполнительной власти области; 

профессиональные театры Амурской области, театры  всех видов собственности, организационно-правовых форм и типов; 

общественные объединения – Амурское отделение Союза театральных деятелей Российской Федерации, профсоюзы, участники создания театральных спектаклей (артисты, режиссеры, дирижеры, драматурги, продюсеры, театральные художники), театрально-критические и зрительские объединения, сообщества любителей театра и др. 

Они сотрудничают в решении задач, определенных настоящей Концепцией. Эти задачи уточняются и дополняются в процессе мониторинга элементов театрального дела (паспортизация театров, анализ состояния театральных зданий, и др.), при разработке внутритеатральных, муниципальных, областных  и федеральных программ, предусматривающих реализацию направлений развития отечественного театрального дела, намеченных настоящей Концепцией. Реализация программ осуществляется по мере их разработки, принятия соответствующих решений руководством театров, органами областной и муниципальных властей всех уровней в сотрудничестве с общественными объединениями, заключения двусторонних или многосторонних договоров и т.п. 

Механизмы реализации Концепции предусматривают комплекс мер правового, экономического и организационного характера, обеспечивающих скоординированные действия участников реализации Концепции. 

Государственные и муниципальные театры составляют основу российского театрального дела. После вступления в силу Федерального закона «Об автономных учреждениях» было принято решение о создании автономных учреждений путем изменения типа существующих государственных учреждений. Они получают финансовое обеспечение в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением на праве оперативного управления или приобретенных за счет выделенных ему средств.  

Одной из важнейших результативных характеристик деятельности российского театра является его репертуар. Именно через репертуар реализуется роль театра в гуманизации общества и сохранении национальной самобытности российской культуры. Поэтому подготовку новых постановок или  предпринимаемые театром меры, направленные на повышение творческого уровня актерского состава, нельзя однозначно связывать лишь с количественно-качественными характеристиками предоставляемого театрального продукта. 

Разработка  долгосрочных целевых программ в сфере культуры, направленных на развитие театрального дела в Амурской области, является одним из основных механизмов реализации настоящей Концепции. Увеличение и расширение объемов и форм федеральной и региональной поддержки способствуют созданию произведений, предназначенных для постановки спектаклей в театрах Амурской области, специализированных периодических изданий, публикующих пьесы современных авторов,  проведению драматургических фестивалей, мастер-классов. 

Создание системы  мониторинга и контроля за реализацией Концепции позволит своевременно координировать принимаемые меры по ее реализации. 

Разработка стандартов качества и административных регламентов оказания государственных  услуг, предоставляемых в сфере театрального искусства, позволит оптимизировать (повысить качество) исполнения государственных работ, услуг в сфере театрального дела. 

 

8. Ожидаемые результаты реализации Концепции 

  

Реализация Концепции позволит: 

сохранить сеть имеющихся в Амурской области театров; 

обеспечить доступность посещения театров жителями региона; 

не допускать снижения количества посещений спектаклей по области  в целом. 

Применение  разработанных на основании Концепции  областных (долгосрочных) и муниципальных программ позволит достичь к 2020 году следующих результатов: 

увеличение общего количества спектаклей, показанных амурскими театрами на гастролях в Амурской области и за пределами своей территории, на не менее чем 10%, при этом спектакли детского и подросткового репертуара должны составлять не менее 20% от общего количества показанных на гастролях спектаклей; 

увеличение постановок детского репертуара и спектаклей для подростков, подготовленных по заданию и (или) заказу учредителей, - не менее 3 спектаклей в год; 

увеличение средней заработной платы работников областных театров до уровня не ниже средней заработной платы в целом по  региону;  

улучшение условий для приема зрителей (установление системы кондиционирования, вентиляции залов и сцены театров, обновление мебели зрительных частей театров); 

улучшение качества создаваемых спектаклей (повышение квалификации творческого состава театров, специалистов цехов, увеличение средств на постановки спектаклей на 10% из областного и муниципального бюджетов); 

увеличение доходной части областных театров на 10%;  

приобретение для всех государственных и муниципальных театров служебных жилых помещений  для временного проживания приглашаемых на работу артистов, режиссеров, балетмейстеров, художников и других специалистов не менее 1 квартиры в год; 

решение кадровой проблемы;

реконструкция и реставрация зданий и помещений, модернизация оборудования, создание  комфортной среды (в т.ч. безбарьерного доступа инвалидов) в театрах Амурской области и в культурно-досуговых, образовательных учреждениях, являющихся основными площадками сценического показа.