Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

 

 Библиотеки Амурской области

в контексте положений  «Модельного стандарта

деятельности общедоступной библиотеки»

 

 

Условия нового этапа социально-экономического развития страны, оптимизация и модернизация основных направлений библиотечной деятельности потребовали изменения роли библиотеки в обществе, поиска нового формата в библиотечном обслуживании,  внедрения информационных технологий.

Модельный стандарт даёт вектор перспективного развития библиотек в контексте государственной культурной политики, с учётом важного стратегического документа – «Основы государственной культурной политики» (2014 г.).

Для внедрения положений стандарта в деятельность общедоступных библиотек области в отчётном году проведены организационно-управленческие мероприятия:

1. Разработан План по внедрению Модельного стандарта (приказ министерства культуры и архивного дела от 10.03.2015№ 53).

2. Главам муниципальных районов и городов направлено информационное письмо за с постановкой задачи изучения положений Модельного стандарта, разработки мер по его поэтапному внедрению с учётом условий библиотек муниципальных образований разного уровня (письмо министерства культуры и архивного дела области от 25.12.2014 № 08-08-3036).

3. Текст Модельного стандарта размещён на официальном сайте министерства культуры и архивного дела Амурской области, сайтах государственных областных, центральных городских и районных библиотек.

Для информационно-методического обеспечения внедрения стандарта предоставлена консультация «Модельный стандарт как основа формирования современной общедоступной библиотеки»: на школе руководителя муниципальных библиотек «Библиотека позитивных перемен» (май 2015 г.); курсах повышения квалификации для библиографов центральных библиотек муниципальных образований, работников детских библиотек и отделов по обслуживанию детей (октябрь, ноябрь 2015 г.)

На базе центральных межпоселенческих библиотек проведены семинары «Организация библиотечного обслуживания населения в свете положений Модельного стандарта» (Благовещенский, Ромненский, Селемджинский, Тамбовский районы).

Для установления единых требований к организации библиотечного обслуживания населения с учётом специфики областной библиотечной системы, которая характеризуется преимущественным расположением муниципальных общедоступных библиотек в сельской местности (85 %), подготовлен региональный документ - Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки Амурской области (приказ министерства культуры и архивного дела от 28.10.2015 № 212). Стандарт разработан на основе федеральных документов: Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки, утверждённого МК РФ в 2014 г. и Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки, принятого Российской библиотечной ассоциацией в 2008 г.

Для осуществления мониторинга и сбора сведений по реализации основных положений стандарта разработан инструментарий – инструктивно-методическое письмо «Об отчётности по внедрению Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки» и форма мониторинга.

На основе мониторинга сделан некоторый анализ деятельности библиотек области в контексте положений модельного стандарта.

Нормативно-правовой основой развития библиотек и предоставления услуг являются документы: муниципальные программы развития и сохранения культуры и искусства, которые приняты  практически во всех муниципальных образованиях. В связи с жёсткой экономией финансовых средств значительно сократилось, а в большинстве территорий прекратилось финансирование библиотек.

Важный муниципальный документ – «Положение об организации библиотечного обслуживания населения муниципального образования», который утверждается постановлением или распоряжением главы муниципального района и закрепляет полномочия по библиотечному обслуживанию населения. В 12-ти территориях из 29 этот документ не принят: Архаринский, Белогорский, Благовещенский, Бурейский, Ивановский, Константиновский, Михайловский, Селемджинский, Сковородинский, Тамбовский, Тындинский районы, г. Благовещенск.  В ряде районов положение принято   в 2005-2006 годах, что, безусловно, требует его новой редакции с учётом современных реалий.

Предоставление информационно-библиотечных услуг осуществляется на основе Стандарта качества  или регламента по предоставлению муниципальных  услуг: в 14 муниципальных образованиях приняты стандарты качества предоставления услуги по библиотечному, информационному обслуживанию населения: Архаринский, Белогорский, Константиновский, Михайловский, Октябрьский, Ромненский, Тамовский районы, города Белогорск, Благовещенск, Зея, Свободный, Тында, пгт Прогресс;  в 8-ми территориях утверждены регламенты: Бурейский, Ивановский, Зейский, Свободненский, Селемджинский, Серышевский, Сковородинский районы, города Благовещенск, Райчихинск. 

В ряде муниципальных образований инициирована подготовка и принятие документов для реализации положений модельного стандарта.

Концепция развития МБУК «Муниципальная информационно-библиотечная система» г. Благовещенска на 2016 – 2021гг.;

Концепция по внедрению Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки в работу библиотек Ивановского района;

Концепция развития МБУ «Централизованная система г.Белогорска»  на 2015-2025 годы.

Перспективные планы мероприятий по внедрению положений Модельного стандарта в библиотеках (Белогорский, Серышевский районы, МАУК «ЦБС» г. Райчихинска, Шимановская городская библиотека).

Формирование современной модели библиотеки требует развития ресурсов библиотек, материально-технической базы, организации комфортной библиотечной среды. В этом направлении важна поддержка органов власти разного уровня.

Государственная и муниципальная поддержка

Участие библиотек в ФЦП «Культура России» позволило улучшить материально-техническую базу для повышения качества библиотечных услуг: в мае 2015 г. на условиях софинансирования открыта модельная библиотека в селе Белогорье (МИБС г. Благовещенска), на создание которой выделены средства: федеральный бюджет – 175,5 тыс., областной – 250 тыс., местный – 100 тыс. рублей. Улучшение ресурсной базы позволило библиотеке позиционировать себя как культурно-просветительский и информационный центр: организованы компьютеризированные места для пользователей с выходом в Интернет, оборудован детский уголок с литературой, развивающими играми для организации досуга детей и свободного общения.

   Для библиотек северных территорий  Сковородинского и Зейского районов приобретены библиобусы за счёт средств из федерального бюджета –  4,8 млн. рублей; 965 тыс. рублей – районные бюджеты.

В Сковородинском районе  жители 9-ти населённых пунктов получили возможность получать библиотечные услуги: 159 читателей, 448 посещений, 463 документовыдачи. Отмечается особая активность населения при проведении мероприятий: посещений детьми – 275, молодёжью – 75, пожилыми людьми – 52. Для обслуживания разработаны маршруты движения, графики выездов, проводятся обзоры книжных новинок, викторины, выставки, акции и праздники с использованием мультимедийных технологий. 

При сложной финансовой ситуации существенной поддержкой являются межбюджетные трансферты на комплектование муниципальных библиотек. В 2015 году средства получили Октябрьский и Константиновский районы по 125,1 тыс. рублей каждый.

Прирост показателей информатизации обеспечен государственной поддержкой – федеральными трансфертами. В 2015 году библиотеки Архаринского и Ромненского районов получили  по 344,7 тысяч рублей, на  которые приобретены 14 единиц компьютерной техники, оборудование для подключения к сети Интернет.  В рамках договора пожертвования с НКО Фонд «Благая весть» (г.Москва) муниципальные библиотеки получили 20 ноутбуков на сумму 260 тыс. рублей.

Важным показателем развития ресурсов библиотек является финансирование таких приоритетных направлений, как комплектование фондов и развитие информационно-технологических процессов. Уровень финансирования этого направления является показателем отношения органов власти к библиотекам.

Общий объём финансирования комплектования составил 7580 тыс. рублей (+ 19,9 % к уровню 2014 г.). Из них 5107.1 тыс. руб. (69,2 %) –  на подписку периодических изданий. При этом следует отметить недостаточный уровень финансирования подписки в ряде районов с учётом количества библиотек, где в среднем на библиотеку приходится от 4,8 тыс. руб. до 8 тысяч рублей (Зейский, Мазановский, Свободненский, Шимановский, Константиновский районы).  Подписка на удалённые электронные ресурсы в сумме 50,0 тысяч рублей  профинансирована только  в муниципальной библиотечной информационной системе г. Благовещенска.

Уровень информатизации библиотечной деятельности значительно  влияет на состояние библиотечно-информационных технологий и на доступность библиотечных услуг. Надо отметить, что в отчётном году библиотекам выделено 1858,6 тыс. рублей на развитие информационно-технологических процессов, что составило 23% от общей суммы финансирования на приобретение оборудования, библиотечной мебели.

 Из муниципальных целевых программ развития и сохранения культуры и искусства на эти цели выделены средства в 4-х районах: Ивановский – 64,6 тыс., Михайловский – 30,0 тыс., Ромненский – 69,9 тыс., Тындинский – 452,4 тысяч рублей. По данным мониторинга в ряде муниципальных образований вообще не было финансирования данного направления из местных бюджетов: Архаринский, Благовещенский, Завитинский, Зейский, Магдагачинский, Мазановский, Шимановский районы, г.Зея. Незначительные средства, в основном на поддержку и обновление программного обеспечения, выделены в Белогорском (18,2 тыс.), Константиновском (26,7 тыс.), Сковородинском (28,8 тыс.) районах, г.Белогорске (9,5 тыс.).

Информатизация библиотечных процессов

Условием для предоставления качественных услуг является информатизация библиотек, показателями которой являются обеспечение компьютерным оборудованием, доступом к Интернет, в том числе для пользователей; создание электронных ресурсов.

 

Таблица 1.Состояние информатизации библиотек

Показатели

 

2013

 

2014

 

2015

 

                          Из общего числа муниципальных библиотек - 342

Число б-к, имеющих ПК

 

239 (61,6%)

260 (73,5%)

285 (83,3%)

Число б-к с доступом к Интернет

155 (40%)

193(54,5%)

230 (67,3%)

Число б-к с доступом к Интернет для пользователей

134 (34,5%)

167 (47,2%)

182 (53,2%)

Библиотеки, создающие электронные каталоги

26

25

24

Наличие сайта или web-cтраницы

9

17

20

                    Из общего числа сельских библиотек –294

 

Число б-к, имеющих ПК

186 (56,2%)

214 (70,9%)

237 (80,1%)

Число б-к с доступом к Интернет

110 (33,2%)

150 (49,7%)

188 (64%)

Число б-к с доступом к Интернет для пользователей

91(27,5%)

124 (41%)

127 (43,2%)

Библиотеки, создающие электронные каталоги

4

8

9

Наличие сайта или web-cтраницы

2

9

8

 

Анализ статистических данных показывает положительную динамику компьютеризации: компьютерами оснащены 83,3% муниципальных библиотек (+ 9,8 % к 2014г.); в том числе 80,1 % сельских библиотек (+ 10,8 % к 2014 г).

Важным показателем является доступ библиотек к Интернет, расширяюший информационное пространство. Целевой показатель «дорожной карты» области на 2015 год – 31 %, фактически 67,3 % библиотек   подключены к Интернет: по муниципальным районам – 202 (64,5%); по городским округам – 28 (96,6%). Только в 5-ти районах (Архаринский, Мазановский, Ромненский, Серышевский, Тындинский) и городах (кроме г.Свободного) 100% библиотек имеют подключены к Интернет. Благодаря финансированию из муниципальной программы в Тындинском районе в 2015 году все 20 библиотек подключены к Интернет.

 Низкий уровень доступа библиотек к ресурсам Интернет сохраняется в библиотеках Зейского, Завитинского, Константиновского, Октябрьского, Свободненского, Шимановского районов.)

1.JPG

Из числа библиотек, находящихся в КДУ (95), имеют доступ к Интернет – 55 (58%), из них для пользователей – 21(22%).

Информационное обеспечение, решение организационно-управленческих задач решается с использованием электронной почты в библиотеках, которую имеют  151 библиотека  (44,2%).

Формирование ресурсов и организация справочного аппарата является базовой основой для предоставления качественных услуг.

Ведение электронного каталога в библиотеках повышает доступность электронных ресурсов, оперативность их поиска. Электронные каталоги (ЭК) ведутся в 24 муниципальных библиотеках, из них в 15-ти центральных муниципальных библиотеках – методических центрах, в 2-х городских библиотеках области. К сожалению. В 9-ти муниципальных образованиях и трёх городских округах электронные каталоги не ведутся, что является негативной ситуацией (Белогорский, Благовещенский, Бурейский, Магдагачинский, Мазановский, Михайовский, Сковородинский, Тындинский, Шимановский районы, городские округа – Зея, Прогресс, Углегорск). Основная причина – отсутствие финансирования на программное обеспечение ИРБИС, на основе которого библиотеки создают электронные ресурсы в 17-ти муниципальных образованиях.

Совокупный объём электронного каталога 247,72 тыс. записей (+  89,7 тыс. к уровню 2014 г.), прирост составил 56,8 %. Доступ к каталогам через Интернет имеют 8 библиотек, увеличение этой доли – одна из задач библиотек. Электронные базы данных (СКС, краеведческие картотеки и др.) –  50,3 тыс. записей.

Особый акцент –  на формирование  и сохранение краеведческих ресурсов как источниковедческой базы местного сообщества. Объём краеведческих электронных БД ещё невелик, составляет 15,1 тыс. записей.

2.JPG

В первом полугодии 2015 года муниципальные библиотеки провели большую работу по сбору сведений по истории местной печати муниципальных образований и подготовили материалы по теме «Библиотека и печать в культурной среде местного сообщества» в электронном и бумажном форматах. Планируется создание электронного ресурса по истории местной печати Амурской области, 120-летие которого отмечалось в 2015 году.

Представительство библиотек в сети Интернет является актуальной технологией для формирования имиджа библиотек, продвижения услуг, информирования и формирования новых групп пользователей. По итогам  2015 года сайты имеют 18 центральных муниципальных и городских библиотек из 29 муниципальных образований. Представительство в социальных сетях имеют 8 библиотек, что требует развития этого перспективного направления для расширения библиотечной аудитории.

Услуги библиотек по информационно-библиотечному обслуживанию

 Принципиально важным для библиотек  является то, что модельный стандарт привязан практике работы в условиях реформирования –  выполнения государственных и муниципальных заданий  через услуги и работы. Такой подход гармонизирует единые требования к организации библиотечно-информационного обслуживания населения, определённые в последних нормативных документах: Национальный стандарт ГОСТ Р 7.0.20. – 2014 «Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления»; Базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг и работ (Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2014 г. № 151).

Сделаем некоторый срез показателей услуг и работ, который отражает общественные требования к современной библиотечно-информационной деятельности.

2015 года в библиотеки области привлечено 237,4 тыс. пользователей (- 2,9 % к уровню 2014 г.) Из них детей – 82,6 тыс. (- 2,5 % к уровню 2014 г.); молодёжи – 34,5 тыс. (+ 2,7 % к 2014 г.).

Показатель по посещениям является основным в характеристике объёма  услуги по библиотечному, библиографическому, информационному обслуживанию пользователей в муниципальных заданиях.

Количество посещений библиотек в 2015 г.  осталось, практически, на уровне 2014 года  (- 0,2 %). При этом увеличилось  на 4,4 %  число посещений массовых мероприятий.

Небольшое снижение показателей связано с сокращением числа библиотек на 12 сетевых единиц, штатной численности, переводом библиотекарей на неполные ставки.

Информатизация положительно влияет на динамику документного, справочного, консультационного обслуживания, которое характеризуются следующими показателями:

– количество удалённых пользователей – 34,1 тыс. чел. (14,4 % от общего числа);

– число обращений (посещений) к сайтам – 107,8 ед. (+ 59 % к 2014 г.)

– количество документов, выданных из СПС (КонсультантПлюс и др.) – 6,0 тыс. ед. (+ 80,4 % к уровню 2014 г.)

Выдано справок и консультаций пользователям – 89, 2 тыс. (+ 7,2 % к 2014 г.).

Традиционным источником информации для пользователей в библиотеках остаются карточные каталоги и картотеки, объём внесённых записей составил – 74,1 тысяч.

Услуги муниципальных библиотек в электронной среде только начинают развиваться: виртуальные выставки – 9 библиотек; виртуальная справка, электронная доставка документов – 4 библиотеки; продление книг – 4 библиотеки.

 При всей важности информационной составляющей библиотеки всё активнее позиционируют себя как коммуникационные  площадки для интеллектуального, творческого развития и культурного досуга населения.

В зеркале статистики эта работа библиотек представлена показателями:

Проведено культурно-досуговых, просветительских мероприятий –21,2 тысяч (+753 ед. к уровню 2014 г.). Из них:

– для детей – 14,1 тыс. (67,8 % от общего числа);

– для молодёжи – 3,3 тыс. (15,9 %);

– для пожилых людей – 2,4 тыс.(11,5 %)

Количество посещений мероприятий462,3 тыс. ед. (+19,5 тыс. к 2014г.) Из них:

– детьми –280,5 тыс. ед. (60,7 %).

– молодёжью – 66,5 тыс. ед. (14,4 %).

– Работа клубов, объединений, студий, всего –378

– открытие новых в 2015 г. – 53;

– количество клубных форм для отдельных групп пользователей:

– для детей – 228 (60,3 %  от общего количества);

– для молодёжи – 43 (11,5 %);

– пожилых людей –105 (27,8 %).

Достаточно активно работают библиотеки с детьми, так как эта аудитория организованная (детские сады, школы, летние лагерные площадки).  Сегодня важно обратить внимание на молодёжную аудиторию. Проблема привлечения молодых людей в библиотеки напрямую связана с проблемой жизненной стабильности библиотек. Формы клубной работы, развитие виртуальной коммуникации через интернет помогут привлечению и формированию молодёжной аудитории.

Доступность библиотек и организация библиотечной среды.

К факторам доступности библиотек относится удобное местоположение, состояние помещений, организация внутренней среды, режим работы. По данным мониторинга 30 библиотек размещаются в отдельно стоящих зданиях, 311 – в зданиях кластерного типа или жилых домах. Отдельный вход имеют 85 библиотек (25 %). Такое положение объясняется тем, что большая часть библиотек находятся в зданиях домов культуры, имеют общий вход.

Отремонтированные, в хорошем состоянии помещения имеют – 101 библиотека (29,6 %), косметические ремонты в 2015 году проведены в 25 библиотеках.

В условиях приоритетного обслуживания детей в библиотеках создаются зоны, детские уголки для чтения, развивающих игр, творчества, общения и досуга. В 33-х библиотеках организованы такие пространства, насколько позволяют помещения библиотек: по 4-5 таких площадок имеют библиотеки Михайловского, Тамбовского районов, г. Благовещенска.

На создание комфортной среды в библиотеке влияют наличие  пандусов, раздевалок, санузлов, ситуация с которыми находится не на должном уровне. Пандусы обустроены в 18 помещениях, где находятся библиотеки; 77 библиотек имеют санузлы, в число которых входят библиотеки, находящиеся в культурно-досуговых учреждениях; раздевалки или стойки для одежды есть в 62 библиотеках. Библиотеки, находящиеся КДУ и имеющие  общий вход, используют раздевалки этих учреждений.  

Выводы по разделу

На финансирование библиотек, в частности комплектования, влияет  нерешённость финансовых вопросов при передаче полномочий по организации библиотечного обслуживания населения в сельских поселениях на уровень  муниципальных районов в соответствии с ФЗ-136 от 27.05. 2014г.

Основные причины, сдерживающие информатизацию: недостаточное техническое оснащение библиотек новыми компьютерами, оргтехникой, некачественная работа каналов связи, в том числе Интернета в сельских библиотеках. Актуальным остаётся вопрос создания сайтов центральных библиотек, модернизации системы обслуживания и услуг, приобретения лицензионного программного обеспечения.

Необходимо развивать электронные сервисы для пользователей:   продление литературы, электронная доставка документов, получение справочной информации, доступа к удалённым ресурсам, что актуально в условиях снижения объёмов комплектования.